Развитие первых математ-х представлений

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношении предметов но величине. Они начинают определять как большие, так и маленькие знакомые им предметы, не сравнивая их с другими. К пяти годам ребёнок должен уметь выделять отдельные измерения величины длину, ширину, высоту. У детей можно наблюдать сложные формы ориентировки в пространственном расположении предметов. Ребёнок должен уметь ориентироваться во времени, уметь считать предметы в пределах пяти.

Сначала необходимо поупражнять ребёнка в соответствующих действиях: закрепить умение самостоятельно выделять совокупности предметов, находить один и много предметов в окружающей обстановке, развивая тем самым способность мысленно объединять предметы, рассредоточенные в пространстве, в группу. Основное внимание в тот период уделяют упражнениям в сравнении каждого элемента одной совокупности с элементами другой путём наложения и приложения: ребёнок выясняет, в какой группе больше (меньше) предметов или их поровну в обеих группах; убеждается, что совокупности бывают разные по количественному составу.

Ёлочки

Нарисованы высокие и низкие ёлочки. Что нужно сделать, чтобы на поляне было много ёлочек? (Все ёлочки посадить на поляне). Ёлочки по размеру разные — высокие и низкие. Высокие надо посадить в один ряд, а низкие в другой. Вы можете сами нарисовать елочки (грибочки, бабочки и пр.), вырезать их и раскладывать с малышом на столе.

Развитие первых математ-х представлений

Кубики

— Раздели кубики на две части: жёлтые и синие. Поровну ли их? И будет ли поровну, если убрать один жёлтый? Где больше? Где меньше? Как можно сделать опять поровну (убрать синий, добавить желтый).

Развитие первых математ-х представлений

Сравнения

На полоске четыре кружочка.

Развитие первых математ-х представлений

Пусть малыш положит на нижнюю часть полоски столько квадратов, сколько кружочков (столько треугольников, сколько кружочков, столько кружочков красного цвета, сколько кружочков есть на верхней полоске).

Два карандаша (короткий и длинный).

Развитие первых математ-х представлений Два полотенца (короткое, длинное).

Развитие первых математ-х представлений Какой карандаш длиннее? Какой короче? Как проверить? (Прикладывал один карандаш к другому.)

Какое полотенце длиннее? Какое короче? Как проверить? (Прикладывая одно полотенце к другому.)

Четыре карандаша длинных первый ряд. Три карандаша коротких — второй ряд.

— Каких карандашей больше — длинных или коротких? Каких меньше?

«Сколько?» Обучение счёту должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос: «Сколько?» и овладеть её средствами: называнием числительных по порядку и соотношениям их с каждым элементом совокупности.

Ребенку трудно усвоить обе стороны этой деятельности, поэтому обучать счёту надо в два этапа.

На первом этапе малышу путём сравнения двух совокупностей раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Он учится различать группы, содержащие одни и два, два и три предмета, и называть итоговое число на основе счёта взрослого.

Затем ребёнок учится вести счёт предметов сначала в пределах трёх, а затем четырёх и пяти. Знакомится с образованием чисел 4 и 5. — На верхней полоске две белочки, на нижней — одни зайчик. Зайчика нужно разместить точно под одной белочкой. Развитие первых математ-х представлений

— Сколько белочек? (Одна, две — всего две.)

— Сколько зайчиков? (Один.)

Посмотри, кого больше: зайчиков или белочек?

— Зайчик один, белочек — две.

— Зайчиков меньше, чем белочек.

— Какое число больше: 2 или 1?

— Какое число меньше: 1 или 2?

Добавьте зайчика. Сосчитайте, сколько их стало. Поровну ли стало белочек и зайчиков? Сколько же белочек и сколько зайчиков? Пересчитайте ещё раз белочек и зайчиков.

Развитие первых математ-х представлений

Очень важно показать ребёнку то, как можно получить один из двух. Уберите одну белочку, выясните, сколько их осталось. А сколько зайчиков? Кого больше (меньше)? Какое число больше (меньше): 1 или 2?

Аналогичным образом можете сравнить количество зайчиков и морковок. Хватит ли зайчикам морковок? Сколько их?

На верхней полоске два снегиря, на нижней — три. Сосчитайте снегирей на верхней полоске, затем на нижней. Выясните, где больше (меньше) снегирей. Пусть ребёнок сам покажет, где сколько снегирей. Сравните числа 2 и 3.

Один снегирь «перелетает» на верхнюю полоску. Малыш должен рассказать и показать, где сколько снегирей, объяснить, почему на верхней полоске стало три снегиря, а на нижней количество снегирей убавилось.

Можно ещё один-два раза перемещать снегиря с полоски на полоску, подчёркивая, что если пользоваться счётом, то никогда не ошибёшься в том, где больше, а где меньше предметов.

Счет в пределах трёх

После того как ребёнок научится различать группы 1 и 2, 2 и 3 и поймёт, что точно ответить на вопрос «сколько» можно, лишь сосчитав предметы, следует научить его вести счёт сначала в пределах трёх, а затем четырёх.

Поиграйте с ребёнком в магазин.

Вы приходите с ребёнком в магазин. Там на полке стоят игрушки.На одной полке три матрёшки, на другой три пирамидки.

— Пришла девочка в магазин и купила одну матрёшку. (Убираете одну матрёшку)

Развитие первых математ-х представлений

— Больше или меньше стало матрешек? Сосчитай, сколько их. Сколько матрёшек и сколько пирамидок? Чего же меньше (больше) и почему? Какое число больше (меньше): 3 или 2?

Развитие первых математ-х представлений — Пришёл в магазин мальчик и купил одну пирамидку. Сколько теперь пирамидок и сколько матрёшек? Как ты догадался, что матрешек и пирамидок стало поровну? (Сосчитал.) Развитие первых математ-х представлений

Необходимо учить ребёнка сравниванию предметов разной ширины, длины, толщины и в употреблении слов: «шире», «уже», широкая», «узкая».

— Какая полочка шире?

Развитие первых математ-х представлений Можно предложить ребёнку сравнить две полочки, равные по длине, но разной толщины.

Развитие первых математ-х представлений

Число 4 Познакомьте ребенка с образованием числа 4. Учите его считать до четырёх.

Упражняйте ребёнка в группировке знакомых геометрических фигур.

— На верхней полочке три мишки, на нижней две белочки.

Развитие первых математ-х представлений Сколько мишек? Сколько белочек? Кого больше (меньше)? Какое число больше: 3 или 2? Какое меньше: 2 или 3? Что надо сделать, чтобы мишек и белочек стало поровну? (Можно поставить ещё одну белочку или убрать одного мишку.) Если добавить ещё одну белочку, то получится три белочки. Мишек и белочек теперь поровну — три белочки и три мишки.

Прибежал ещё одни мишка. Больше стало мишек или меньше? Сколько их стало? (Один, два, три, четыре. Всего четыре мишки.)

Число 5

Ребёнок выставляет на верхнюю полочку все квадраты, на нижнюю все треугольники. Сравните количество. Затем квадраты можно заменить на круги и опять сравнить их количество. Определить чего больше (меньше).

Развитие первых математ-х представлений

Закрепите представление ребёнка об образовании чисел 4 и 5, навыки счёта в пределах пяти.

— Сколько слив? (Одна, две, три.) Сколько яблок? (Одно, два, три, четыре)

Попросите сравнить их количество и чисел 3 и 4. Добавьте одну сливу.

— Сколько стало слив? ( Четыре.) Сколько слив? Сколько яблок? (Четыре и четыре.) Поровну. Добавим ещё одно яблоко. Сколько стало яблок? Чего больше (меньше)?

Развитие первых математ-х представлений

— Посмотри на картинку. Покажи, где три, четыре, пять лимонов.

Развитие первых математ-х представлений

Хватает ли зайчикам морковки, белкам орехов, ежам яблок?

Ребёнок должен сосчитать, прикладывая морковь, орехи, яблоки к тем зверятам, которым они предназначены.

Развитие первых математ-х представлений

Надо выбрать пять больших квадратов и поместить их слева в верхнем ряду. Затем пять маленьких и поместить их в нижнем ряду. Выясните вместе с ребёнком, что больших и маленьких квадратов поровну.

Развитие первых математ-х представлений

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Алена Елагина/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказки и притчи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Adblock
detector